Французская компания Infogrames Entertainment, в 2021 году купившая Atari, а в 2003 переименовавшая себя в этот знаменитый бренд, и создала франшизу Alone in the Dark. Первая игра, выпущенная в 1991 году, была идеей заместителя директора компании Бруно Бонелла. Основная концепция заключалась в том, что действие происходит в мрачных локациях, которые исследует главный герой, используя различные инструменты для освещения пути — спички, факелы и так далее.
Проект возглавил Фредерик Рейналь, который ранее адаптировал игру Alpha Waves для PC. Основываясь на ограниченных возможностях графики того времени, Рейналь решил добавить в игру текстовые хоррор-элементы, которые должны были поддержать напряжённую атмосферу. Кроме того, он ввёл инновационный элемент геймплея, согласно которому игрок мог умереть при выполнении стандартных действий, таких как чтение книги или открытие двери. Это усиливало ощущение того, что вы можете погибнуть в любую секунду.
Сюжет разворачивается в Америке 1920-х годов, что также характерно для нуар-жанра и работ Говарда Филлипса Лавкрафта, чьи произведения частично вдохновили разработчиков на создание этого проекта.
На каких платформах вышла: MS-DOS, 3DO, Mac OS, RISC OS, iOS.
Оценка на Metacritic: iOS-версия — 50/100, Alone in the Dark: The Trilogy 1+2+3 (1997) — 72/100.
Разработка дебютного проекта Фредерика Рейналя заняла всего год, и в 1992 году игра была выпущена на ПК и консолях. В центре сюжета Alone in the Dark — история детектива Эдварда Карнби, который исследует странные события в особняке Дерсето в Луизиане. Карнби оказался настолько увлекательным персонажем, что стал главным героем всех последующих частей серии, включая её перезапуски.
После прибытия в особняк Карнби быстро понимает, что слухи оказались правдивыми, и здание населено монстрами. В основе игры — решение головоломок и борьба с врагами, некоторые из которых сделаны намеренно неубиваемыми, что сыграло ключевую роль в формировании жанра survival horror. Ранее игры такого типа часто сводились к уничтожению монстров, а тут предложен совершенно новый подход.
Графически проект выглядел впечатляюще для своего времени: игра использовала ручную отрисовку фонов и полигональные модели персонажей. Первая Alone in the Dark быстро стала бестселлером с продажами более 2,5 миллиона копий и получила высокие оценки от критиков, особенно выделяясь своей атмосферой ужаса и отсылками к творчеству Лавкрафта. В 2009 году игра вошла в список ста лучших игр всех времен по версии журнала Empire.
На каких платформах вышла: 3DO Interactive Multiplayer, PlayStation, DOS, Sega Saturn, NEC PC-98, FM Towns, Mac OS, ПК (Windows).
Оценка на Metacritic: Alone in the Dark: The Trilogy 1+2+3 (1997) — 72/100.
Продолжение Alone in the Dark под названием Alone in the Dark 2 оказалось достаточно успешным с точки зрения продаж, что позволило Infogrames получить прибыль и продолжить разработку серии, хотя оно и не смогло повторить шокирующего успеха оригинала. Главный герой, Эдвард Карнби, превратился из простого детектива в узнаваемого специалиста по паранормальным явлениям после его приключений в особняке Дерсето. Следующее его задание приводит его в «Адскую кухню», где ему предстоит столкнуться с новыми угрозами, включая призрачных пиратов и реальных гангстеров, которые загадочным образом вступили в союз с темными силами.
Игровой процесс в Alone in the Dark 2 значительно отличается от первой части. Если оригинал предлагал свободу исследования и акцент на головоломках, то сиквел был гораздо более линейным, коридорным и фокусировался на боевой системе. Пришлось расширять арсенал оружия. Такие изменения вызвали неоднозначную реакцию среди игроков и критиков. Некоторые считали, что игра утратила часть своей уникальной атмосферы и глубины, теперь ориентируясь на экшен и боевые элементы.
Оценка критиков в среднем 6 из 10 отражала разочарование в некоторых аспектах игры, таких как устаревшая графика и слабая концовка, а также проблемы с углами камер, что было значительным недостатком для игрового процесса. Особенно очевидно это стало, когда игра была перенесена на платформу Sony PlayStation в 1996 году. Несмотря на обновлённую графику, игра казалась устаревшей на фоне современных на тот момент проектов, таких как Resident Evil, что подчеркнуло значимость визуальных и технических аспектов в игровой индустрии.
Неудачный переход на PlayStation стал одним из первых серьезных провалов для франшизы, но не последним. Тем не менее, несмотря на смешанные отзывы, серия "Alone in the Dark" продолжила развиваться и оставалась важной частью истории видеоигр, продолжая исследовать возможности жанра survival horror.
На каких платформах вышла: DOS.
Оценка на Metacritic: отсутствует.
Jack in the Dark — это небольшое дополнение к серии Alone in the Dark, которое является приятным подарком для поклонников франшизы. События игры разворачиваются в небольшом магазине детских игрушек накануне Хэллоуина. Главная героиня, Грейс Сондерс, случайно попадает в магазин и оказывается в ловушке злобного Джека-из-табакерки, который похитил самого Санта-Клауса и держит в страхе игрушечных жителей магазина.
В отличие от основных частей серии, геймплей Jack in the Dark ближе к классическим квестам. Игроку придется полагаться на свою внимательность и смекалку, так как в игре отсутствует насилие, а смелость и логика становятся ключевыми качествами. Здесь нет стрельбы или сражений, зато полно загадок и головоломок, которые требуют размышлений и поиска ключей для их решения. Игра также позволяет узнать больше о множестве игрушечных персонажей, которые принимают активное участие в событиях.
Несмотря на некоторые технические недочёты, Jack in the Dark всё же удачно передаёт атмосферу маленького игрушечного царства и создаёт приятное праздничное настроение. Хотя игра занимает небольшое время, она предлагает игрокам краткое, но увлекательное приключение. Отличное дополнение к серии, которое может заинтересовать как поклонников, так и новичков, а также станет приятным развлечением на праздничные вечера.
На каких платформах вышла: MS-DOS, NEC PC-98, ПК (Windows), Mac OS.
Оценка на Metacritic: Alone in the Dark: The Trilogy 1+2+3 (1997) — 72/100.
Третья часть Alone in the Dark пыталась перенести уже известную формулу игры в новую, уникальную обстановку Дикого Запада, но, к сожалению, не смогла полностью воспользоваться своим потенциалом. Перемещение Эдварда Карнби в местечко, где действие происходит среди призраков ковбоев и бандитов, казалось многообещающим, но реализация оказалась неудачной. Игра мало чем отличалась от второй части, кроме смены локации и антагонистов, что в итоге не встретило одобрения как у критиков, так и у игроков.
Критики и игроки отметили отсутствие инноваций и значительного развития как в игровом процессе, так и в технических аспектах. Именно эта вторичность стала основной причиной того, что третья часть Alone in the Dark часто считается самой слабой в оригинальной трилогии.
Переход Infogrames к стратегии приобретения других студий и издания их игр, особенно после разочарования от третьей части, оказал значительное влияние на дальнейшую судьбу серии. Вместо того чтобы сосредоточиться на разработке собственных проектов, компания начала активно покупать сторонние студии. Этот шаг, хоть и помог Infogrames укрепить свои позиции на мировом рынке, привел к заморозке развития серии Alone in the Dark на целых семь лет.
Такой перерыв и смена стратегии часто влияют на игровые франшизы, поскольку переориентация ресурсов и внимания на новые проекты может отодвинуть на задний план разработку и инновации в уже существующих сериях. Для Alone in the Dark это означало, что поклонники должны были ждать много лет, прежде чем увидеть возрождение или продолжение их любимой серии.
На каких платформах вышла: PlayStation, Game Boy Color, Dreamcast, PC, PlayStation 2.
Оценка на Metacritic: 66/100.
Перезапуск серии Alone in the Dark в 2001 году действительно оказался значимым шагом для Infogrames и студии Darkworks. Это был попытка вдохнуть новую жизнь в классическую франшизу, сохранив при этом её уникальные особенности и адаптируя к современным тенденциям в игровой индустрии.
Интересный ход с возможностью выбора персонажа между Эдвардом Карнби и Алин Сэдрак добавил игре глубины, предлагая игрокам два различных стиля прохождения. Это не только увеличило переигровочную стоимость, но и привлекло более широкую аудиторию, позволяя выбирать между более динамичным и экшен-ориентированным подходом Эдварда и более тактическим и загадочным стилем Алин. Эта особенность была хорошо воспринята как новичками, так и поклонниками оригинальной серии.
Кроме того, продажи игры, достигшие отметки в полтора миллиона копий, свидетельствовали о том, что игра не только удовлетворила ожидания фанатов, но и привлекла новую аудиторию. Тем не менее, несмотря на финансовый успех и в целом положительные отзывы, перезапуск стал причиной дальнейших споров из-за кинематографической адаптации, которая, к сожалению, оказалась крайне неудачной.
Фильм Уве Болла «Один в темноте», основанный на игре, получил печальную известность, оказавшись в Книге Рекордов Гиннесса из-за низких кассовых сборов и крайне негативных оценок критиков. Это отражает сложность адаптации видеоигр в фильмы, где многие проекты сталкиваются с непониманием и разочарованием как фанатов, так и критиков.
Таким образом, перезапуск Alone in the Dark показал, что даже успешная и хорошо принятая видеоигра может стать основой для кинематографического провала, что в очередной раз подтверждает трудности, с которыми сталкиваются разработчики и студии при переводе игровых вселенных на большие экраны.
На каких платформах вышла: PlayStation 3, Xbox 360, ПК (Windows), PlayStation 2, Wii.
Оценка на Metacritic: 58/100.
История второго перезапуска "Alone in the Dark" под Atari звучит как серия принятия рискованных решений в сложное время для компании. Смена имени компании с Infogrames на Atari, уход ключевого руководителя и финансовые трудности добавили неопределенности в будущее этой культовой франшизы. Несмотря на это, надежда воскресить успех предыдущих частей оставалась.
Новый подход к сюжету с применением эпизодического формата и возможность выбора порядка прохождения сюжетных арок мог бы добавить игре гибкости и привлечь новую аудиторию. Также интересной кажется идея с использованием окружающих предметов как оружия и комбинирования их для увеличения урона, что приносит элементы креативности и тактичности в игровой процесс. Система визуализации повреждений, добавляющая реализма в восприятие состояния персонажа, тоже звучит как потенциально привлекательная фича.
Однако, к сожалению, все эти нововведения омрачились серьезными недочетами в исполнении. Баги, слабо проработанный сюжет, неудачные диалоги и неудобное управление – все это значительно подорвало потенциал игры. Такие проблемы часто свойственны проектам, выпущенным в условиях финансового давления и ограниченных сроков.
Реакция Atari на критику игры, включая судебные иски против критиков, дополнительно усугубила ситуацию, вызвав негатив в игровом сообществе и, возможно, отпугнув потенциальных покупателей. В результате, даже несмотря на неплохие продажи в размере 1,2 миллиона копий, общее восприятие игры и действия компании оставили тяжелый отпечаток на репутации франшизы и самой Atari.
Этот случай иллюстрирует, как важно для разработчиков видеоигр не только вносить инновации и адаптировать классические серии к современным стандартам, но и тщательно продумывать реализацию нововведений, обеспечивать качество продукта и адекватно реагировать на критику.
На каких платформах вышла: ПК (Windows).
Оценка на Metacritic: 19/100.
Последняя попытка Atari оживить серию Alone in the Dark с помощью проекта, основанного на зомби-апокалипсисе в заброшенном шахтерском городке, кажется действительно отчаянным и неудачным шагом. Проект, который мог бы стать возможностью для Atari вновь заявить о себе, в итоге обернулся очередным финансовым провалом и похоронил надежды на возрождение культовой серии.
Уход от развития сюжета, который был одной из сильных сторон ранних частей игры, к повторяющемуся геймплею по отстрелу зомби, показывает, что студия, возможно, потеряла понимание того, что ценили фанаты в оригинальных играх. Добавление элементов РПГ могло бы придать глубины, но неправильная реализация лишь подчеркнула общие недостатки игры.
Этот случай подчеркивает важность тщательного подхода к разработке игр, особенно когда дело касается легендарных серий. Важно не просто использовать известные бренды как средство для быстрого заработка, а вкладывать в проекты значимое новаторство и качество, которые могли бы удовлетворить ожидания современных геймеров. Кроме того, это подчеркивает необходимость иметь четкую визию того, какие элементы серии являются ключевыми, и как они могут быть адаптированы к современным трендам без потери уникальности и привлекательности оригинала.
Для компании вроде Atari, которая уже испытывала финансовые трудности, такой провал мог иметь серьезные последствия, не только углубляя кризис, но и дополнительно подрывая доверие инвесторов и покупателей. Возможно, было бы более разумно сосредоточиться на разработке новых проектов или даже на переосмыслении других классических серий, где есть потенциал для инноваций, которые могли бы быть лучше восприняты рынком.
На каких платформах вышла: ПК (Windows), PlayStation 5, Xbox Series X/S.
Оценка на Metacritic: 66/100.
Наша оценка: 8/10.
P.S. Если желаете узнать подробнее об игре, прочитайте наш обзор Alone in the Dark (2024).
THQ Nordic взял на себя задачу возрождения франшизы Alone in the Dark через ремейк/перезапуск, поручив работу студии Pieces Interactive, не имеющей большого опыта в крупных проектах, но подобные перспективы уже наблюдались, как в случае с культовой серией Batman: Arkham, созданной небольшой Rocksteady Studios.
Сценарий игры был разработан Микаэлем Хедбергом, автором SOMA и Amnesia, а дизайн монстров возложен на художника Гая Дэвиса, известного по работе над фильмами «Тихоокеанский рубеж» и «Форма воды». За саундтрек отвечает Джейсон Кенен, создатель музыки в стиле дум-джаз, соответствующей жанру и атмосфере проекта.
Сюжет последнего хоррора Alone in the Dark разворачивается в 1920-х годах, геймеры могут пройти игру за двух разных героев, сюжетные линии которых переплетаются, но имеют свои уникальные отличия. Главные роли Эдварда Карнби и Эмили Хартвуд сыграли Дэвид Харбор и Джоди Комер. Парочка исследует заброшенный приют для душевнобольных в поисках родного дяди Эмили.
Оценка на Metacritic: 9/100.
Франшиза Alone in the Dark, благодаря своей популярности и сеттингу, привлекала внимание к себе как к потенциальной кинематографической адаптации. Однако выбор Уве Болла, режиссера, специализировавшегося на низкопробном трэше, оказался неудачным ходом. Его фильм "»Один в темноте» 2005 года с участием Кристиана Слэйтера и Тары Рид не смог избежать провала, представив собой низкопробный, скучный и отвратительный хоррор.
Впоследствии последовал сиквел с участием Рика Юна и Лэнса Хенриксена, где Уве Болл уже выступал в роли продюсера, а режиссурой занимались другие. Однако и это продолжение было раскритиковано, закрывая историю кинофраншизы «Один в темноте» без возможности дальнейшего продолжения.
Рейнольдс боролся с журналистами, как мог
Также нам покажут новый геймплей
Информации мало, поэтому шутер может быть по вселенной StarCraft, Warcraft или совершенно новой IP.
Вечером 14 ноября 2024 года компания Obsidian начала принимать предзаказы на свою новую ролевую игру Avowed на всех основных платформах, включая российский Steam.
Проект носит кодовое название Half-Life X.